
В дни школьных каникул учителя начальных классов.Заволжского района собрались обсудить социально-педагогические проблемы образования.
Открыла заседание руководитель РМО учителей начальных классов Тихомирова Л.В. Учитель рассказала о том, что знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов. Людмила Владимировна рассказала об особенностях развития восприятия, памяти, мышления у детей младшего школьного возраста. Она познакомила коллег с различными мотивами обучения и рассказала о группе риска. Это дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные). Им присуща чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые. Всё это необходимо учитывать учителю на уроке.
Смирнова Н.А. рассказала о работе с гиперактивным ребенком. Она выделила в качестве диагностических для определения гиперактивности с дефицитом внимания несколько критериев. Выявила причины и потребности гиперактивного ребенка. Учитель отметила особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми. Повышение учебной мотивации: смена видов деятельности, реализация двигательной потребности ребенка, снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; инструкции учителя должны быть четкими и немногословными; избегание категорических запретов. Использовать специальные упражнения для гиперактивных детей, развивающие внимание, усидчивость или же, снимающие лишнюю энергию.
Варегина М.Ю. рассказала о социально-педагогической проблеме современной школы - агрессивном поведении воспитанников. Назвала ряд неблагоприятных факторов, которые вызывают агрессивное поведение. Марина Юрьевна рассказала о связи между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми предложила проводить по следующим направлениям: обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме; перенос чувств на неопасные предметы; обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; ролевая игра. Так же Варегина М.Ю. представила новые методы обучения и социализации личности. Например, тренинги, проектная деятельность, использование шоу-технологий.
О возможностях использования сказки в воспитании, об особой методике воспитания: сказочной педагогике рассказала Тетеревкова А.Л. Антонина Львовна представила книги писателя В. Г. Кротова, которые посвящены проблемам детского озорства и той грани, за которой его приходится называть уже хулиганством. Сказки известного детского писателя и педагога позволяют по-новому взглянуть на особенности поведения ребёнка и вместе с тем помочь ему в решении конфликтных ситуаций. Комментарии и вопросы, игровое обсуждение ситуаций и характеров дают возможность учителю и воспитателю воздействовать на ребёнка ненавязчиво, но эффективно, пробуждая в нем внутреннюю душевную активность. Творчески настроенный педагог может в игровой форме, без всякого занудства, помочь ребёнку согласовывать свое поведение со своим окружением.
Одним из приемов работы с агрессивными детьми могут быть игры. Они помогают направить агрессию в положительное русло и научить ребенка контролировать свои эмоции. Л.В. Тихомирова провела мастер-класс, на котором представила игры для успешного обучения и воспитания ребенка, снижения агрессивности, снятия эмоционального напряжения, налаживания контакта между педагогами, родителями и детьми.